back
close

Сантехника

Содержание

Содержание

1. Ар нуво, модерн или Тиффани? Загадки и правила нового стиля 2. Декор в модерне

Содержание

1. Ар нуво, модерн или Тиффани? Загадки и правила нового стиля 2. Декор в модерне
#стиль #интерьер #оформление #дизайн

Загадочный ар нуво

Дата редакции
28 февраля 2022
14 мин на чтение
Загадочный ар нуво

Ар нуво, модерн или Тиффани? Загадки и правила нового стиля

Что общего между модерном, ар-нуво, либерти, югендштилем и стилем Тиффани? Все это названия одного и того же направления в искусстве, дизайне и архитектуре. Этот стиль появился на стыке XIX и XX веков, а в наш язык его определение пришло из Франции, что в переводе означает «современный». Впрочем, сами французы его называли «ар-нуво» (новое искусство). У итальянцев стиль прижился под названием «либерти», у немцев – «югендштиль», а в Америке – «стиль Тиффани».

В то время, когда душа просит прекрасного, а вокруг не хватает красоты и эстетики, модерн стал своего рода новым веянием, в основу которого легла идея сотворения прекрасного. Исцеление жизни красотой – еще одно определение этого стиля. Главный принцип – соединить профессиональное творчество с производством бытовых вещей. То, чего еще никогда не было в прикладном искусстве и то, что вызвало его переворот.

К тому времени эклектика стала сдавать позиции. Пафос популярного в предыдущие столетия смешения консервативности, ампира и неоклассицизма уступил изяществу, простоте и пластичности. Была потребность в естественности элементов, кажущейся природности и натуральности. Отсюда и основные принципы стиля: линии, растительные мотивы, асимметрия и многоуровневость. Строгая композиция, сложная символика, отказ от четкой геометрии, которой было так много в классицизме, - все это требовал новый стиль. За целостность и органичность в появившемся стилевом течении отвечали изогнутые линии и непрерывное пространство, как бы перетекающее из одной формы в другую.

Декор в модерне

В ар-нуво по задумке функциональность гармонично сочеталась с декоративностью. Стилизация под природные формы и изгибы была во всем. Растительные мотивы и плавные формы даже металл превращали в цветочные переплетения. Стали неактуальными прямые углы, четкие очертания и монументальность. Эпоха требовала перемен и экспериментов, мягкости и подвижности, свежести и натуральности. Линии и элементы стали походить на позднеготические формы и японскую живопись, напоминать сложно переплетенные арабески, стилизованные листья, стебли и цветки с их жизненной силой и природными изгибами. Различные водоросли, лилии, ирисы стали символом нового стиля. Яркая примета модернизма – так называемая треугольная роза, которую вышивали на шторах и постельном белье. Популярны также стали изящные женские образы с длинными волосами. Очень гармонично вписывались в стиль насекомые и птицы. Самые популярные из них – стрекозы и бабочки, ласточки и павлины.

Цветовая гамма тоже перекликалась с природными оттенками. Главные из них – голубой, зеленый и черный. Их сочетания отсылали к пейзажным образам. Так водную тему разбавляли блеском золота или серебра, имитируя солнечные блики. А насыщенный золотой разбавляли болотными оттенками от темно-коричневого до светло-зеленого. Сюда же могли добавить синий, имитируя хвост павлина. Серебро же ассоциировалось с туманом и использовалось в сочетании с лиловым, розоватым, серым и черным цветами.

Текстуры материалов отделки тоже перекликаются с натуральными природными темами. Сочетая, казалось бы, несочетаемое, разные рельефы дополняют друг друга, создавая новые акценты: дерево и стекло, текстурные обои и роспись, камень и металл, зеркало и витраж.

Постепенно стиль стал выходить за рамки только лишь интерьеров. Мебель, керамика, витражи – прикладное искусство переняло главный принцип ар-нуво. Плавные линии как бы продолжали элементы строительных конструкций. Стиль перешел и в архитектуру, что нашло отражение в формах, декоре фасадов и лестниц. Здесь стали применять узорную керамическую облицовку, ковку с природными изгибами и переплетениями. Тот случай, когда в едином стиле было выполнено все от архитектурных решений до обстановки внутри.

Все проемы: оконные и дверные отделаны орнаментом с растительными мотивами. Окна, преимущественно овальные, оформлены легкой тканью цвета отделки стен. И даже здесь нет прямых линий: края занавесок срезались под углом или вырезались волнами. Изогнутый ламбрекен копировал изображение на шторах. Текстилем были украшены все стены, на которых были расположены оконные проемы. Если это были тяжелые шторы, то обязательно до пола и с богатой драпировкой. Оконные стекла благодаря специальной обработке напоминали мерцающий на солнце лед, отсылая к натуральному и таинственному духу нового стиля.

Витражи – особая примета модерна. Они появлялись везде: в проемах дверей, на окнах, ими разделяли комнаты и даже украшали абажуры светильников. И конечно, выполнены они были в сложных цветовых решениях с пластичным абстрактным рисунком, намекающим на переплетения растений.

Наборный паркет из дорогих и благородных пород древесины тоже имел стилистически узнаваемые изогнутые изображения. Интересная особенность отделки стен: деревянные панели обтянуты тканью с природными мотивами. Реже вместо ткани использовались обои. Двери сложной резной формы украшались вставками из стекла в сочетании с бронзой. Это придавало стилю некой роскоши и индивидуальности.

Бронза была и в украшении добротной тяжелой мебели из массива дерева. Большой обеденный стол в комплекте с удобными креслами создавали стилевой ансамбль столовой. Мягкая мебель с резными спинками и ножками обтягивалась шелком в полоску. Украшением интерьера служили мраморные и бронзовые скульптуры, а массивные зеркала обрамлялись сложными рамами искривленных форм.

Хрусталь создает особую атмосферу в таких интерьерах. Большая люстра на потолке в гостиной оживляет переливами стекло и металл. На стенах и столе светильники из матового стекла для приглушенного уютного света. Декор из массивного резного дерева добавляет стилистических нот всему убранству помещения.

В целом же, главная изюминка нового стиля в том, что здесь одновременно переплетены рациональность и фантастичность, гармония и причудливость, реальность и мистика. Это позволяет модерну и сегодня оставаться актуальным. До сих пор можно встретить элементы ар-нуво в современных интерьерах квартир, магазинов, изысканных ресторанов и больших особняков. Это один из самых простых и рациональных стилей, в котором присутствуют роскошное изящество и всегда актуальная природная тема. Модерн выбирают люди с благородным вкусом и тонким чувством меры.

#стиль #интерьер #оформление #дизайн
Поделиться с друзьями